СМИ о нас

Семь способов борьбы с кризисом: опыт «Автодизеля»

Семь способов борьбы с кризисом: опыт «Автодизеля»
Источник - www.yar.kp.ru
Подготовила Анна ПЕТРИК.

8533237.jpg

Производство двигателей семейства ЯМЗ-530. Фото: Артем Рассадин.

Предприятие смогло не просто выстоять, но и продолжить активное развитие.

Интересная разница подходов: в 2008-2009 годах только ленивый не говорил о кризисе. Сегодняшнее состояние экономики, не менее тяжелое, чем шесть лет назад, принято называть каким угодно, только не кризисным. Между тем, все признаки пресловутого сочетания «проблема+возможность» (именно этими двумя иероглифами в японском языке обозначается слово «кризис) налицо. Так, в автопроме в первом квартале 2015 года продажи снизились на 40% (хотя изначально прогнозировалось 15-процентное снижение). Автомобильные предприятия вынуждены переходить на сокращенную рабочую неделю, а некоторые компании и вовсе приостанавливают производство.

«Подстелить соломку»

Впрочем, падение оказалось не тотальным. Среди компаний, которым удается не просто выстоять, но и продолжить активное развитие – ярославский моторный завод «Автодизель», входящий в «Группу ГАЗ».

- Мы работаем в соответствии с нашими планами, которые в новых экономических условиях пришлось лишь немного подкорректировать, – говорит директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Валентин Фомин. – Судите сами: в 2014 году «Автодизель» выпустил более 6 000 двигателей ЯМЗ-530, а на 2015 год запланировано производство 9 000 моторов. То есть мы свое производство расширяем.

Валентин Фомин поясняет: тот факт, что моторный завод наращивает темпы выпуска продукции даже в кризисный период, обусловлен теми инвестициями, которые были вложены «Группой ГАЗ» в развитие ЯМЗ за последние годы. Говорит, стратегия развития была разработана задолго до 2014 года, и предполагала сразу несколько векторов движения (в зависимости от того, как поведет себя российская и мировая экономика).

На «Автодизеле» не скрывают причины своего успеха и делятся ими со своими партнерами.

953050.jpg

Директор по развитию дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Валентин Фомин. Фото: Анна ПЕТРИК.

Сила партнерства

Первая причина – активная работа с заказчиками. Предприятию удалось не только сохранить прежние партнерские отношения, но и привлечь новых потребителей. В их числе – заводы «Тверской экскаватор» и «Брянский арсенал», входящие в российско-американское совместное предприятие «РМ-Терекс». Речь идет о поставке дизелей ЯМЗ–530 (они прошли полный цикл испытаний и приняты в качестве базовых для новой серии колесных и гусеничных экскаваторов и автогрейдеров). В этом году на тверской и брянский заводы будет отправлено 220 двигателей ЯМЗ-530. В ближайшее время планируются поставки двигателей ЯМЗ-530 Петербургскому тракторному заводу.

В отличие от слова «кризис», которое сегодня не принято произносить всуе, об импортозамещении говорят и пишут очень много. К нему призывают – но в реальности поменять импортные комплектующие на отечественные предприятия соглашаются лишь в том случае, если они уверены: качество российских товаров будет как минимум не хуже, чем иностранных. И, если ответ положительный, в силу вступают законы не политики, а экономики: при прочих равных условиях предприятиям всегда будет выгоднее пользоваться отечественными разработками (чем ближе поставщик, тем проще выстраивать с ним гибкую систему работы). Поэтому производители сельхозтехники, до недавнего времени закупавшие двигатели за границей, активно ведут переговоры с «Автодизелем» о поставке им моторов ЯМЗ. В первую очередь речь идет о таких крупных компаниях, как «Петербургский тракторный завод» и «Ростсельмаш».

Кредитам нет доверия

Вторая причина успеха – «жизнь по средствам». На «Автодизеле» был введен строжайший режим экономии во всем. И помогает в этом система «бережливого производства» «Группы ГАЗ», которая позволяет гибко управлять себестоимостью продукции и выстраивать все технологические потоки так, чтобы были исключены любые потери времени и ресурсов.

Кроме того, временно пришлось отказаться от банковских кредитов, так как проценты по ним на сегодняшний день несоразмерно велики.

- Мы не можем себе позволить тратить больше, чем зарабатываем, – поясняет ситуацию Валентин Фомин. – И не только мы. Доступность кредитов для отечественных производителей – самый проблемный вопрос, который сегодня необходимо решить на государственном уровне. Пока ставка ЦБ остается свыше 8-9%, инвестиционное развитие в автопроме невозможно, причем не только для производителей техники, но и для компаний, которые выпускают комплектующие, производят надстройки – для всей цепочки смежников.

Кроме того, производителей волнует вопрос о формировании цен на продукцию, поставляемую по государственным и муниципальным заказам. Здесь тоже требуется пересмотр. Пока эти цены пересчитываются с помощью специальных инструментов борьбы против инфляции, о которых на правительственном уровне вышло соответствующее постановление. Но этого явно недостаточно, нужны новые, более эффективные механизмы, не ущемляющие интересы производителей.

Локализуйте это!

Третья причина успеха – работа на опережение. Ни о каком кризисе еще не было слышно, а «Автодизель» последовательно проводил программу локализации производства, увеличивая процент отечественных комплектующих в составе нового двигателя.

Причем в первую очередь начали искать поставщиков, которые могли бы производить самые, скажем так, «денежноёмкие» детали: заготовки блока цилиндров, головки цилиндров и коленвала. Уже решено, что по заготовкам коленвала «Автодизель» будет работать с КамАЗом, по турбокомпрессорам – с российским предприятием «Турботехника». А отливки головки и блока цилиндров ярославцы станут получать с ГАЗа. Испытания нижегородские детали уже прошли, получили отметку «отлично», сейчас они переводятся в серийное производство и в течение года должны полностью заменить немецкие.

Шефская помощь поставщикам

Четвертая причина – сотрудничество с поставщиками. Сейчас нет смысла искать виноватых, но история отечественной промышленности сложилась таким образом, что к закату советской эпохи в стране неплохо развивались автосборочные предприятия. А вот сфера автокомпонентов отставала от зарубежной где-то на годы, а где-то – на десятилетия. Поэтому, сотрудничая с российскими поставщиками, «Автодизель», во-первых, тщательно проверяет их «зону ближайшего развития» (то есть возможность максимально быстро и эффективно совершенствовать свое производство), во-вторых, всеми силами помогает вытягивать заводы на новый уровень. К примеру, за короткий промежуток времени на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) была проведена подготовка к выпуску современной топливной аппаратуры, рассчитанной под Евро-5. И на четырехцилиндровом двигателе ЯМЗ уже в этом году будут устанавливаться новые топливоподающие системы.

Пятая причина – работа в единой компании. «Группа ГАЗ» – крупнейший автомобильный холдинг России, объединяющий 13 заводов в восьми городах России. Директор по развитию Дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Валентин Фомин отмечает, что номенклатуру для двигателей по максимуму стараются оставить на предприятиях «Группы ГАЗ». Здесь действуют единые параметры входного контроля качества, успешно регулируются цены и сроки поставок. И только те комплектующие, которые предприятия компании не производят, отдаются «на сторону».

Шестая причина – прозрачность цены. Да, стоимость ярославских двигателей в последнее время несколько увеличилась из-за повышения курса валют, роста стоимости материалов и комплектующих. Однако повышение это произошло не вдруг. Более того – всех потребителей заранее предупредили о повышении цен и разослали подробную формулу расчета новой стоимости двигателя. То есть не только избежали ситуации «неприятного сюрприза» и в очередной раз продемонстрировали уважение к потребителям.

На старт, внимание…

- Да, кризис может стать отправной точкой для развития, – резюмирует Валентин Фомин. – Только надо не снижать, а повышать технический уровень изделий до уровня импортных аналогов, а может и брать планку выше. Нельзя терять качество! Ведь наш конечный судья – потребитель. И он судит жестко и бескомпромиссно. В России, конечно, принимаются меры, чтобы увеличить объемы выпуска автокомпонентов и поднять их технический уровень. Но пока явных прорывных проектов в сфере комплектующих для дизелестроения, которые были бы реализованы для всей отрасли – нет. Есть единичные частные инициативы. Среди них, наиболее к нам близкие – «Турботехника» и ЯЗДА.

На самом же «Автодизеле» во время кризиса пока не остановили и не отложили ни одного серьезного проекта. В первых числах апреля завод получил сертификаты соответствия Евро-5 на двигатели ЯМЗ-536, вскоре подобную сертификацию пройдет ЯМЗ-534 и силовые агрегаты для тяжелой сельхозтехники. Потому что седьмая причина – хорошо просчитанный оптимизм. Кризис закончится. И самый большой рывок вперед сделает то предприятие, которое успело занять самую выгодную стартовую позицию и подготовить свои мощности для наращивания производства.